Кафедра Автомобили    
Главная
История кафедры
Сотрудники
Учебная работа
Научная работа
Кафедра и Бизнес
Для студентов
Ссылки
Контакты

Научная работа.

Школа профессора Андрея Николаевича Нарбута.

Доктор технических наук, профессор Нарбут А. Н. возглавляет комплекс исследований, направленных на повышение качества автомобилей за счет улучшения рабочих процессов и выходных характеристик их агрегатов и систем, в основном трансмиссии, а также направленных на повышение экологической безопасности колесных машин.

А.Н. Нарбут родился 18.05.1930 г. Окончил МВТУ в 1954 году. С 1954 г. по 1963 г. работал на автозаводе им. Лихачева (ЗИЛ), с 1963 по 1969 гг. - во ВНИИСтройдормаше. С 1969 г. И по настоящее время - на кафедре "Автомобили" МАДИ."

Работая в отделе главного конструктора по автомобилям (ОГиА), участвовал, в частности, в разработке гидроусилителей руля легковых и грузовых автомобилей (ЗИЛ-Ill, ЗИЛ-130 и их модификаций), гидромеханических коробок передач (ГМП) автобусов, легковых автомобилей ЗИЛ-Ill, автомобилей высокой проходимости ЗИЛ-3157, ЗИЛ-135Е, ЗИЛ-Г35К и др. Был руководителем группы общей компоновки ОГК-СКБ, возглавлявшейся В. А. Грачевым, и ведущим конструктором автомобилей ЗИЛ-135 Л и ЗИЛ-135ЛМ (последний как БАЗ-135ЛМ выпускался с 1953 г. и был на вооружении армий стран СЭВ и некоторых других).

А.Н.Нарбут в 1957 году поступил в заочную аспирантуру МАДИ (научный руководитель - зав. кафедрой "Автомобили" А.Н. Островцев), и с тех пор его научная деятельность связана с МАДИ. В 1962 году без отрыва от производства защитил кандидатскую диссертацию, а в 1974 году, работая в МАДИ, - докторскую диссертацию. С 1979 года профессор, с 1995 года академик Международной академии наук Евразии (IEAS). Под его руководством подготовлен 21 кандидат технических наук, из них пятеро -преподаватели кафедры "Автомобили" МАДИ: А.И. Архипов, А.А. Никитин, В.И. Осипов, Н.П. Квасновская, А.Н. Симаков. А.Н.Нарбут. Имеет 220 научных публикаций и 29 авторских свидетельств.

По отдельным направлениям выполнено следующее:

1. По оптимизации разгонов и цикличному движению автомобилей.
Разработана обобщенная теория разгона двухмассовых систем. Выявлено влияние удельной мощности, характеристик двигателя, передаточных чисел и режимов переключения передач коробки передач, режимов САУ бесступенчатой трансмиссии и других параметров на процесс разгона и цикличное движение. Выявлены возможности повышения топливной экономичности при движении "разгон-накат" и при цикличном движении.

2. По трансмиссии.
Разработана и исследована система автоматического управления (САУ) сцеплением, обеспечивающая минимальную работу буксования при любой интенсивности разгона. Разработана и исследована САУ для обычной механической коробки передач, обеспечивающая экономию топлива до 15 %. Разработана обобщенная методика расчета гидротрансформаторов (ГДТ), выявлены области характеристик ГДТ различных типов. Разработана и исследована серия ГДТ с новой формой рабочей полости и плоскими лопастями, обладающих высокими параметрами характеристик, в том числе массового применения, реверсируемые, регулируемые, двухтурбинные.
Разработаны новые схемы гидромеханических коробок передач (ГМП). Разработаны и исследованы устройства, обеспечивающие плавность переключения передач в ГМП.
По этому направлению (и частично по первому направлению) защищено: 1 докторская диссертация и 17 кандидатских диссертаций, получено 25 авторских свидетельств и патент Франции. Написаны раздел "Трансмиссия" в учебнике "Автомобиль. Основы конструкции" (изд. 1 - 1976 г., изд. 2 - 1986 г.) и 7 учебных пособий.

3. По вибрации и внутреннему шуму.
Разработаны методы расчета и экспериментальных исследований изгибных и крутильных колебаний в механической трансмиссии и трансмиссии с ГМП. Разработаны методы расчета вибраций и внутреннего шума в кузове легкового автомобиля. Разработаны методы расчета колебаний рамы грузового автомобиля и уровня вибраций на месте водителя. По этому направлению защищено 4 кандидатских диссертации, получено 3 авторских свидетельства. Написано учебное пособие "Вибрация в автомобиле".

4. По улучшению экологии транспорта.
Кроме работ по снижению вибрации и внутреннего шума автомобилей ведутся работы, направленные на расширение использования велосипедов, веломобилей, мини-автомобилей, электромобилей. По этому направлению защищена кандидатская диссертация, получено свидетельство на промышленный образец мини-автомобиля, имеет свыше 20 публикаций.

Кроме того, около 20 публикаций посвящено истории автомобиля и деятельности выдающихся отечественных конструкторов.


А.Н. Нарбут
liveinternet.ru
Контактная информация: г. Москва, Ленинградский проспект, д. 64, ком. 505н, т. (499) 155-03-84, web: http://auto.madi.ru, e-mail: auto@madi.ru