Кафедра Автомобили    
Главная
История кафедры
Сотрудники
Учебная работа
Научная работа
Кафедра и Бизнес
Для студентов
Ссылки
Контакты

Научная работа.

Школа профессора Ярослава Евгеньевича Фаробина.

Современное развитие отечественной автомобильной науки характеризуется различными теоретическими направлениями. Одним из основополагающих является теория автомобиля.

Родоначальником теории автомобиля является академик А.Е.Чудаков, который создал ряд научных школ в различных вузах, НИИ, в том числе в МАДИ кафедру "Автомобили". Однако, наиболее мощной из них являлась школа Г.В. Зимелева в Военной академии бронетанковых войск, воспитавшая целую плеяду известных ученых-автомобилистов в нашей стране. В 60-70 гг. некоторые из них после демобилизации перешли работать в МАДИ, в том числе на кафедру "Автомобили". К ним принадлежат профессора А.С. Литвинов, А.К. Фрумкин, Я.Е. Фаробин, Н.Н. Вишняков, доценты Л.Ф.Рудаков, А.И. Мамлеев, А.Ф. Мащенко, способствовавшие укреплению кафедры и повышению ее научного уровня.

Теория является высшей и самой развитой формой организации научного знания, дающей целостное представление о закономерностях и существующих связях какого-либо объекта действительности - в данном случае - автомобиля. Теория автомобиля имеет два взаимосвязанных аспекта развития. Применительно к автопромышленности она определяет пути совершенствования и развития конструкций автомобилей, а применительно к эксплуатации автомобилей, теория должна обеспечить оценку эксплуатационных свойств и качества автомобилей, а также пути повышения их эффективности.

Начиная с момента прихода в МАДИ в 1976 году, Я.Е. Фаробин возглавил именно это второе направление. Вместе с ним в его группу постоянно входили В.А. Кравцева, A.M. Иванов и А.Н. Солнцев. Кроме того, за период 1976 - 1996 гг. под руководством Я.Е. Фаробина выполняли научные исследования по отдельным вопросам оценки эксплуатационных свойств и путей повышения эффективности АТС свыше 30 аспирантов и преподавателей, большинство из них защитили кандидатские и докторские диссертации. Таким образом, возникла и развилась научная школа Я.Е. Фаробина.

Созданию первоначального научного направления послужила необходимость постановки развития новой специализации кафедры "Специализированный подвижной состав", возникшей по инициативе ректора МАДИ Л.Л. Афанасьева в 1976 году, руководство которой было поручено Я.Е. Фаробину. Как известно, специализация автотранспортных средств является одним из мероприятий повышения их эффективности, поэтому постановка этой специализации и явилась началом разработки проблемы эффективности и качества автотранспортных средств.

Результаты проведенных научных работ и исследований позволили обеспечить эту специализацию обоснованным учебным планом и всеми необходимыми учебными пособиями, написанными представителями школы.

К наиболее значительным трудам, относящимся к этому направлению, помимо статей и учебных пособий, изданных в МАДИ, относятся: "Теория движения специализированного подвижного состава", издана в Воронежском университете в 1981 г., авторы Я.Е. Фаробин, В.А. Овчаров, В.А. Кравцева, "Оценка эксплуатационных свойств автопоездов для междугородных перевозок", авторы Я.Е. Фаробин, B.C. Шупляков (М: Транспорт, 1983).

Наиболее значительным научным направлением, решенным в теоретическом отношении, явилась разработка важной практической прикладной проблемы - возможности и целесообразности использования многозвенных автопоездов при перевозках грузов. Возникшая по инициативе снизу (на уровне автопредприятий и отдельных энтузиастов-водителей) эксплуатация трехзвенных автопоездов созданных комплектацией из существующих автомобилей-тягачей и обычного прицепного состава путем простой сцепки звеньев не привела к должному эффекту и фактически дискредитировала себя. В то же время было известно, что в США, Канаде, Австралии и некоторых других странах успешно применяются трех- и четырехзвенные автопоезда общей массой до 100 и более тонн.

По инициативе МАДИ (в лице школы Я.Е. Фаробина), поддержанного Главмосавтотрансом, при участии НАМИ, центрального автополигона, ГАИ, и особенно с помощью МАЗа, была проведена большая научно-исследовательская и проектно-конструкторская работа, включавшая значительную экспериментальную часть. Теоретическим достижением этой работы явилось создание теории движения трехзвенных автопоездов и на ее основе разработка необходимых мероприятий и условий, обеспечивающих рациональность применения этой идеи.

В книге "Трехзвенные автопоезда" (Я.Е. Фаробин, A.M. Якобашвили, A.M. Иванов, B.C. Олитский, Ю.А. Самойленко, под общей ред. Я.Е.Фаробина. - М.: Машиностроение, 1993. -224 с.) впервые в стране были решены все необходимые вопросы для успешной реализации этой задачи.

Последние разработки научной школы относятся к повышению конструктивной эффективности автомобильного транспорта в конкретных условиях эксплуатации (дорожных, транспортных, природно-климатических, экономических). Этой проблеме посвящена докторская диссертация A.M. Иванова, успешно защищенная в марте 1996 года.

С 1995 года школа занялась вопросами сертификации, которые также являются частью общей проблемы обеспечения высокого качества и эффективности автомобильного транспорта.

За 20 лет существования школы ее представителями опубликовано 117 работ (статьи, учебно-методические пособия, учебники и книги).

Руководитель школы доктор технических наук, профессор Я.Е. Фаробин в 1983 году получил третью премию Минвуза СССР за лучшую научную работу, награжден двумя серебряными медалями ВДНХ. В 1989 году постановлением Совета Министров СССР ему присуждена премия Совета Министров СССР за разработку и внедрение в строительство системы многоцелевых специализированных автотранспортных средств. Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 года ему присвоено почетное звание "Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации". В настоящее время указанные выше направления деятельности школы развиваются под руководством д-ра техн. наук, профессора, члена-корреспондента Академии проблем качества А.М.Иванова, являющегося учеником профессора Я.Е. Фаробина.

Учитывая современные потребности автотранспортного комплекса, основное внимание уделяется развитию и совершенствованию системы сертификации продукции автотранспортного комплекса, услуг по ТО и ремонту автомобилей, перевозке пассажиров автомобильным транспортом. Для решения указанных проблем при МАДИ создан Научно-исследовательский институт сертификации и стандартизации на автомобильно-дорожном комплексе (НИИССАДК), руководил которым профессор A.M. Иванов. Результатом деятельности НИИССАДК явилась, в частности, разработка системы сертификации услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, а также проекта стандарта Ассоциации автомобильных инженеров "Расчетный метод оценки прочности верхней части автобусов при опрокидывании".

Проводимые научно-исследовательские работы позволили внести усовершенствование в процесс подготовки кадров для автомобильного транспорта. Так, в течение нескольких лет производится подготовка студентов по специализации "Сертификация и стандартизация на автомобильном транспорте", дальнейшей разработкой направлений школы занимаются 5 аспирантов.


Я.Е. Фаробин
liveinternet.ru
Контактная информация: г. Москва, Ленинградский проспект, д. 64, ком. 505н, т. (499) 155-03-84, web: http://auto.madi.ru, e-mail: auto@madi.ru